• основной

Школьные объединения

Национальный проект "Образование"

На сайте находятся

Сейчас 57 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Урок математики ( учитель Юсупова Ф.Х.)

Технологическая карта урока

Дата: 29 ноября 2018 год                     

Образовательная организация: МБУ «Школа № 25» г.о. Тольятти

Учитель: Юсупова Фарида Харисовна

Предмет: Математика

Учебник: Математика. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1

/М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2015/

Класс: 2 «А»    

Тема урока: «Приёмы сложения для случаев  вида 26+7»

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Цель урока: Формирование навыков сложение двузначного числа с однозначным с переходом через десяток.

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

 

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные:

  • демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач

Предметные:

  • выполнять вычисления вида 26 + 7;
  • совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения, решать текстовые задачи

Метапредметные:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;
  • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и выбирать способы действия;
  •  в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный

 

Ресурсы урока:  компьютер, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику М. И. Моро,  учебник «Математика. 2 класс»,  карточки.

 

Межпредметные связи: Окружающий мир

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Оргмомент –

1 минута

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Проверяй скорей дружок:

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Всё на месте, всё в порядке!

Ручки, книжки и тетрадки!

Все  правильно сидят!

Все внимательно глядят!

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»

- Возьмите своего соседа за руку, улыбнитесь друг другу.  Вам сегодня на уроке математики предстоит вместе преодолеть много трудностей. Не забудьте оказывать друг другу помощь.

 

Организовывают рабочее место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором:    

Я желаю тебе добра,

ты желаешь мне добра,

 мы желаем друг другу добра.

 Если будет трудно – я тебе помогу.

 

Организовать детей. Проверить готовность к уроку.

II. Актуализация знаний – 5 минут

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

 

1. Вычисли значение выражения:

80-53=                     30-14=

90-67=                     60-42=

70-36=                     50-28=

 

2. Вычисли и отметь на рисунке справа точку, рядом с которой написано число, являющееся значением данного выражения.

40-15=     80-53=    90-38=       70-49=   

50-34=     90-42=    100=63=     20-2=

100-25=   30-13=    90=83=       100-88=

70-51=     60-24=    50=11=       40-27=

 

Самоопределение к деятельности.

- Давайте вспомним,  как назывались темы, над  которыми мы с вами работали на предыдущих уроках.

- Как вы думаете, зачем нам нужно их знать?

- Где в жизни вам понадобятся эти приемы?

 

 

- Математика нужна во многих областях. И ни одна из профессий, которую вы выберете, став взрослыми, не может обойтись без знания математики.

Ученики выходят к доске и решают примеры (с объяснением)

 

 

 

Ученики решают пример и отмечают ответ на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

- Устные приемы вычислений

 

 

- В магазине, когда что-то покупаем. Когда делаем ремонт в квартире.  Измеряем, сколько нужно обоев, сколько плитки. Когда едем в машине, сколько бензина нужно залить, сколько километров проехали.

 

П -  уметь ориентироваться в своей системе знаний

К -  уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Р -  уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности –

4 минуты

Цель: Организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

 

 

 

 

 

- Ребята, а сейчас вы поработаете в парах. На столе у вас карточки с примерами.

56+2=58                
39+30=69

98-5=93                                             

74-20=54

26+4=30

26+7=33

 

- Кто объяснит решение примера из последнего столбика?

26+7                       

-У кого возникли затруднения? С чем они связаны? 

- Как  вы думаете, чем нам предстоит заняться на уроке?

- Откроем тетради, запишем число и попытаемся решить примеры нового вида, используя наши правила.

Ученики объясняют решение примеров,  используя правила: единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками; единицы вычитаем из единиц, десятки вычитаем из десятков.

 

 

 

 

- решая пример последнего столбика, испытали затруднение

 

- Не знаем, как решить, ещё не решали такие примеры.

-  Надо научиться решать примеры нового вида.

 

Р -  уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания - 6 минут

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

1. Постановка проблемы.

- Итак, чего мы не знаем, чтобы решить эти выражения?

 

2. Способы преодоления затруднения.

- Как вы думаете, с помощью какого правила можно решить этот пример? Как вы это сделали?

- Как тогда решение  будет выглядеть?

 

 

 

 

 

 - Какие еще варианты?

 

 

 

 

 

 

-Чем отличается этот путь от предыдущего?

- Еще, какие варианты?

- Может, есть другие предложения?

- Проанализируйте все варианты решений. Какой из них быстрее приведет нас к правильному решению? Какой из способов решения легче?

- Почему?

  - Итак, что  же достаточно сделать, чтобы решить примеры нового вида?

3. Составление алгоритм вычисления.

- Сформулируем алгоритм вычисления.

 

 

 

 

 

- Запомните, алгоритм сложения чисел.

 

 

- Что и как  разложить, как оформить на письме.

 

 

Учащиеся могут предложить несколько вариантов, один из них по правилу: единицы складываем с единицами

Ученик записывает свой вариант на доске

 26+7 = 20+ (6+7) = 20 +13=(20+10)+3=33

 


20      6                          10       3

 

Следующий ученик объясняет свой способ решения: первое слагаемое дополняли до круглого числа:

 

26 + 7 = (26 + 4) + 3 = 33

        

 4           3

 

- Короче, быстрее можно решить.

 

 

 

 

- Второй.

- Меньше ходов.

 

 

 

1. Посмотреть, сколько не хватает до круглого числа в первом  слагаемом.

2. Разложить второе слагаемое на удобные числа.

3. Сложить круглое число с остатком второго слагаемого.

 

 

П - уметь добывать новые знания.

К -  уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Р -  уметь работать по коллективному плану.

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи - 8 минут

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Откройте учебник на странице 66 № 1.

1. Закрепление алгоритма вычисления.

- Вычисли устно с объяснением.

38 + 5                         64 + 9

38 + 2 +                      64 +            +

2. Устное решение задачи с объяснением выражений

стр. 66 № 3

- Прочитайте задачу. 

В баке машины было 40 л бензина. На по­ездку за город пошло 15 л, а на поездку в те­атр - 5 л.  Объясни, что обозначают выражения:

 15+5; 40 - 15; 40-(15+5).

- Давайте обсудим, что означают приведенные в учебнике выражения.

 

 

Ученик работает у доски

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают выражения и дают объяснения:

15 + 5 – расход бензина на поездку за город и в театр;

40 - 15 – остаток бензина после поездки в город;

40- (15 + 5) –  остаток бензина после двух поездок.

 

 

Р -  уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

К -  уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

VI. Физкультминутка (2 минуты) 

 

Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я —

Вот и вся моя семья.

 

 

Хлопаем в ладоши

Шагаем на месте

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопаем в ладоши

Наклоны туловища влево – вправо

Повороты туловища влево – вправо

Хлопаем в ладоши

 

VII.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 6 минут

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Выполните  № 2  на странице 66 в учебнике (дифференцировано). Те, у кого синие фишки - 1 и 2 столбик; у кого красные – 3 и 4 столбик. Двоих учеников вызвать к доске.

   63 + 7       78 + 2                  54 + 8       6 + 75

   63 + 9       78 + 6                  62 + 9       8 + 46

 

 Проверка.

- Прочитайте ответы 1 и 2 столбиков.

- Прочитайте ответы 3 и 4 столбиков.

- Каким алгоритмом пользовались при вычислении?

- Еще, какое правило использовали при решении последнего столбика?

 

- Оцените, как вы справились с этим заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

70, 72, 80, 84.

62, 71, 81, 54.

- Единицы складываем с единицами

 

- От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

 

 

- Учащиеся оценивают себя

 

Р -  уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

П -  использовать знаково-символические средства.

Л -  уметь осуществлять самооценку.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторений –

8 минут

Цель:

Организовать проверку знаний

1. Стр. 66 № 5

Запиши выражения и вычисли их значения. 

Из числа 80 вычесть сумму чисел 9 и 7

К числу 56 прибавить разность чисел 27 и 7

 

Один ученик работает у доски

80- (9+7)=64

56+(27-7)=76

 

П -  уметь выделять существенную информацию из математического текста, использовать знаково-символические средства.

IX. Рефлексия учебной деятельности -

3 минуты

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Что  нового вы сегодня узнали на уроке?

 

- Что повторили?

 

 

- Мы узнали новый способ решения примеров

Вспомним алгоритм, который мы с вами составили.

Р -  уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Л -  уметь осуществлять самооценку.

 

X.  Х.Задание на дом и выставление оценок - 1 минута

 

 

- Запишите в дневниках домашнее задание:  стр. 66 № 4, № 6

Ученики записывают в дневниках домашнее задание.

 

 

 

Урок физической культуры (учитель Трухин М.А.)

Технологическая карта урока

Учитель: Трухин Максим Александрович

Место  проведения: Сп.зал  МБУ “Школа №25”

Предмет: Физическая культура

Класс: 9Б

Дата : 26.11.2018

Тема урока

Освоение технике прямого нападающего удара. Учебная игра . 

Тип урока

Урок изучения нового материала (обучающие). ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Продолжительность урока

40 минут

Цель

Предметная: Организация деятельности учащихся для обобщения и систематизации полученных знаний, практических умений и навыков.

Метапредметная: Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения упражнений.

Задачи

образовательная: разучивание технике  выполнения прямого нападающего удара.

оздоровительная: способствовать укреплению мышц верхнего плечевого пояса,  силы рук

воспитательная: воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели

Основные понятия

Способы передачи мяча. Выход «под мяч».  Передачи  из  зоны  в  зону. Нападающий удар

Междисциплинарные связи

Взаимосвязь с анатомией, биомеханикой, физикой

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях

Предметные: выполнять  волейбольные  приемы.

Метапредметные:

- познавательные – выделять и формулировать познавательную цель, перерабатывать полученную информацию

- коммуникативные – устанавливать рабочие взаимоотношения, слушать и слышать друг друга

- регулятивные – контролировать свою деятельность и действия партнеров

Принципы обучения

Принцип сознательности и активности: осмысление двигательной деятельности, самостоятельности, учет возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся.

Принцип наглядности: использование разнообразных форм наглядности на различных этапах обучения.

Принцип систематичности: непрерывность процесса физического воспитания, оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Принцип последовательности: “от известного - к неизвестному”, “от легкого – к трудному”.

Принцип постепенности: постепенное повышение требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, практическим умениям и навыкам.

Место проведения урока

Спортивный зал

Формы организации образовательной деятельности

Групповая, индивидуальная, коллективная

Средства обучения

Физические упражнения, учебные пособия, учебник (авт. программы  и  учебника Лях В.И

)

Технологии, методы, приемы обучения

Технологии: личностно-ориентированная (формирование двигательного опыта с учетом физической и технической подготовленности), игровая (игровые упражнения и задания); АМО (активные методы обучения).

Методы: словесные (команды, объяснение, сообщение нового материала, указания и пояснения для исправления ошибок и неточностей); наглядные (показ учителем применением наглядных  пособий); практические (метод строго регламентированного упражнения); проблемное обучение.

Приемы: сопряженное развитие физических качеств на основе игровых упражнений.

Используемые методические разработки и дидактические материалы

Конспекты уроков в соответствии с рабочей программой

Требования, особые условия и ограничения при реализации урока

Интегральная подготовка охватывает основную часть урока, проводиться в форме с применением технической и физической подготовки.

Методы и механизмы оценки результативности

Оценка, выставляемая педагогом (словесная, по 5-бальной шкале), самооценка  учащихся

Список литературы

Программа «Физическая культура. Предметная линия учебников» (авт.:  Лях.В.И)

Учебник «Физическая культура» 8-9 класс (автор Лях В.И)

 

Технология проведения урока

Этап урока (занятия)

Цель и задачи

Время (в мин.)

Содержание урока:

деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся

Общие методические указания по проведению урока

Результаты

Вводная часть

 

Организация начала урока.

 

 

 

 

Целеполагание и мотивация

Цель: обеспечение мотивацией, настрой на практическую деятельность.

Задачи

1.Подготовка организма к предстоящей нагрузке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Выполнение ОРУ с мячом, подготовительных, имитационных упражнений.

10

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдать дистанцию, Т.Б.

Слушать команды учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Перестраиваются в 2 шеренги. Встают  спиной  друг  другу

 

 

 

 

К подготовительному упражнению любое двигательное действие, например, приседание, прыжок вверх). На обдумывания 30с.

 

Демонстрируют готовность к уроку

 

Получают  эмоциональный

настрой.

 

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль в процессе разминки.

Ориентируются в разнообразии беговых , прыжковых упражнений, упражнений с  мячом.

 

 

 

 

 

 

Овладевают организаторскими способностями.

 

Расширяют объем двигательных действий.

Подает команду «Класс, в одну шеренгу, становись!» Проверяет готовность учащихся (наличие формы, состояние здоровья).

 

Постановка проблемы.

- Вы хорошо владеете техническими  действиями и приемами в  волейболе?  Подумайте, как можно организовать игру  для   лучшего выполнения нападающего удара ?

- Тема нашего урока «Освоение технике прямого нападающего удара. Учебная игра» (Действия  и функции  игроков на поле)

Подает команды «Напра-во, в обход по залу шагом марш!», для различных способов передвижения по залу.

- разновидности перемещений  игроков  в  олейболе

- разновидности бега: обычный, спиной вперед.

1.Бег из зоны -5-1 по диагонали  к  углу  2 зоны,, вдоль сетки  приставными шагами руки  перед собой, до  конца сетки  и передвижения  спиной  назад.

.-Бег из зоны 1-5 по диагонали  к  углу  4 зоны,, вдоль сетки  имитируя  блок  от конца  сетки передвижения  спиной  назад  в угол зоны 5 дальше по кругу обычн. бегом  до угла  зоны 1 .

-имитация  техники блокирования и нападающего удара.

- восстановление дыхания

ОРУ с мячом.

Обсуждает вместе с учащимися качество и эффективность упражнений с мячом.

 

Объясняет назначение имитационных, подготовительных упражнений

 

По окончании

Строятся в шеренгу. Производят расчет по  порядку

 

 

 

Ведут диалог с педагогом, отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты. Самостоятельно выделяют и ставят  цель и задачи на урок.

 

 

 

Вдоль сетки вправо и влево в колонну  одну  колонну по  одному. Колонны двигаются  почасовой стрелке. Одна  колонна занимается в одной половине зала, другая  в  другой

 

 

 

Передвигаются по залу, выполняя варианты ходьбы, бега, прыжков в движении.

 

Восстановление дыхания

 

Для  чего необходимо выполнять  подг. упр.?

Выполняют имитационные, подготовительные  упражнения.

 

Придумают двигательное действие и демонстрируют его выполнение.

Основная часть

 

Изучение нового материала

Первичная проверка понимания изученного материала

 

 

Подведение к самостоятельному выполнению упражнений

 

Цель: Делить игроков по физическим, техническим  возможностям и способностям  на равные группы .

2. каждый ученик  определяет  свои возможности. Ставит  перед собой  вопрос. Как он гре

25

 

3-4

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6

 

 

 

 

 

 

 

5-6

 

 

 

 

 

5-6

 

30 сек

 

1

 

 

3-4

Помогает учащимся организовать группы.

Вместе с учащимися дает определение

Ставит проблемные вопросы:

- Для  чего  нужен нападающий удар?

 

- В чем выражается трудность выполнения наподающего удара?

Определяют какие подводящие приемы и помогают выполнить нападающий удар?

  Приемы и действия  игроков,  выполняющие нападающий удар

- Нападающий удар: доигровщик,  диагональный,

центральный блокирующий - игрок первого темпа.

 - Блокирование: связующий,  центральный блокирующий - игрок первого темпа.

 Какие  предварительные  упр.  подходят  для   развития  технических  действий  выполняющих нападающий удар

Строятся  в одну шеренгу. Выбирают капитанов команд. Капитаны формируют свои группы по 6  чел.

 

 

Слушают, ведут диалог, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа   демонстрирует подводящие  приемы,

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение по принципу «сильные учат слабых».

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют организаторские способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осваивают двигательные действия самостоятельно, пошагово контролируют свои действия.

 

 

 

 

Моделируют технику выполнения передач в зависимости от положения мяча. Учащиеся выбирают предложенные варианты.

 

Выявляют ошибки, предлагают способы устранения.

Заключительная часть

 

 

Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.

 

Цель: анализ выполнения поставленной задачи.

Задачи

1.Восстановить пульс,дыхание. Выполнить упражнения на расслабление.

2.Провести самооценку своих действий.

3.Выставить оценки за урок.

4.Дать домашнее задание.

5

Игра- расслабление «Свежий сок».

- Опустите руки вниз, представьте себе, что в правой руке находится апельсин, в левой руке- лимон, из которых нужно выжать сок. Медленно поочередно сжимайте как можно сильнее сначала правую руку в кулак, затем левую.  Затем бросьте “апельсин” и “лимон” и расслабьте руки.

АМО«Продолжить предложение».

Какими трудностями вы  столкнулись  на  уроке? Вы  использовали  весь  потенциал способностей; физический  умственный и.т.д.? 

Выставляет оценки за урок.

Домашнее задание. (разучить новые упражнения для развития силы рук)

Построение в круг. Участвуют в игре «Свежий сок». 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы, участвуют в диалоге.

Время проведения 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают эмоциональную разрядку, расслабление.

 

 

 

 

 

Развивают способности к самооценки на основе наблюдения  за собственной деятельностью.

 

 

 

 

Урок русского языка (Юсупова Ф.Х.)

 Технологическая карта урока письма

1.Дидактическое обоснование:

УМК «Школа России»

2.Тема урока. Правописание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

3.Дидактическая цель. Создание условий для формирования навыков правописания сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

4. Основная педагогическая задача. Организация условий, которые бы инициировали деятельность обучающихся.

5.Тип урока. Комбинированный.

6.Задачи урока:

Предметные:

-систематизация и расширение знаний обучающихся об особенностях написания сочетаний с шипящими звуками.

Метапредметные:

Личностные:

- принимать и осваивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. 
Регулятивные:

- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

- понимать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.

Познавательные:

- учить выделять иформулировать познавательную цель;

- извлекать информацию из предложенного задания;

- на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная

Коммуникативные:

- учить уметь слушать собеседника и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


7.Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.

8.Средства обучения: мультимедийные средства обучения.

 

 

 

9.Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. I.      Самоопределение к деятельности

 

Всем, всем!

Поприветствуем гостей!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

- Присаживайтесь, пожалуйста!

Ручки?

Ножки?

Локоточки?

Спинка?

- Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Хочется Вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроение не покидало Вас в течение всего урока.

Пожелаем мысленно себе и каждому из Вас удачи!

Добрый день!

 

 

 

 

 

На месте!

На месте!

С краю!

Прямая!

  1. II.  Актуализация пробного учебного действия

- Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение, которое я Вам сейчас прочитаю:

 

Я               Я грамотно писать хочу

В               Все сочетания учу!

                  И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА

                  И ЧУ, и ЩУ

Я               Я обязательно всё выучу!

-- - Ребята, о каких правилах говорилось в стихотворении? 

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

1 слайд

    - Молодцы!

- А теперь попробуйте поставить                задачи нам на урок.

    - Чему мы должны научиться?

    - Сегодня на уроке мы закрепимправила правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ША, ЧУ, ЩУ;

    - повторим характеристику звуков;

    - попробуем вывести правила правописания данных сочетаний.

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Правописание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

 

 

 

Предположения детей

  1. III.           Локализация индивидуальных затруднений

2 слайд

- Начнём нашу работу с каллиграфической минутки

- Посмотрите на показ.

- Какие буквы будем писать на первой строчке?

- Дайте характеристику звуков, которые обозначают эти буквы.

- Запишите.

- Посмотрите на вторую строчку.

- Какие буквы будем писать?

- Охарактеризуйте звуки, которые обозначают эти буквы.

- Следите за осанкой при письме, пишите красиво!

- Какие сочетания с шипящими нужно запомнить?

- Запишите их по образцу и подчеркните гласные, с которыми они пишутся.

- Оцените свою работу. Подчеркните самые красивые буквы, сочетания.

Старайтесь писать так всегда!

 

 

 

 

Ж, Ш

 

Согласные, всегда твёрдые, парные, шипящие

 

Ч, Щ

 

Согласные, всегда мягкие, шипящие

 

 

 

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

 

  1. IV.           Построение проекта и коррекция выявленных затруднений

3 слайд

- Посмотрите, какие животные пришли к нам на урок?

- Кто догадался и готов поделиться своими мыслями с нами, почему именно они наши гости?

 

4 слайд

- Ребята, а кто ещё рад встрече с Вами?

- Что их связывает с нашим уроком?

- О чём они Вам хотят напомнить?

- Запишите эти слова и подчеркните правила, которые в них встретились.

- Давайте проверим. Оцените себя.

- Кто доволен своей работой, покажите.

- Я тоже очень рада за Вас!

5 слайд

- Составьте предложение из данных слов.

- Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные членыпредложения.

- Приведите примеры слов с данными сочетаниями.

 

 

Жираф, мыши

В их названиях есть сочетания нашего урока

 

 

 

Чайка, щука

 

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

В пруду щука ловит леща.

 

 

 

 

Примеры детей

  1. V.  Реализация построения проекта

6 слайд

- Найдите лишние слова и объясните, почему Вы так считаете?

7 слайд

- Из данных слов составьте словосочетания

8 слайд

- А теперь проверим себя!

9 слайд

Гимнастика для глаз

 

10 слайд

- Вы так хорошо работаете. Хотите, я Вам расскажу грамматическую сказку?

- Ну, слушайте!

- Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

- Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

- Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

 

Весна, котик

В словах нет сочетаний с шипящими

 

(Работа в парах)

  1. VI.           Обобщение затруднений во внешней речи

- Ребята, давайте попробуем объяснить, почему сочетания ЖИ и ШИ нужно писать с гласной И?

 

 

 

 

 

 

 

11 – 17 слайды

Физкультминутка

Они всегда твёрдые, и как не старается И смягчить, ничего из этого не получается, только вместо И слышится Ы, а пишем И!

Ч и Щ всегда мягкие. В сочетаниях ЧА, ЩА слышится гласная Я, она смягчает предыдущие согласные, а эти звуки смягчать не надо!

Поэтому, ЧА, ЩА пишутся с гласной А!

  1. VII.        Самостоятельная работа с самопроверкой

18 слайд

- Доскажи словечко

19 слайд

- Найди ошибку

20 слайд

- Отредактируй текст

 

Индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная деятельность обучающихся

 

  1. VIII.    Включение в систему знаний и повторение

- Наш урок подходит к концу.

- На какие правила нам встретились слова?

- Я ещё раз хочу проверить Ваши знания.

- Проговорите их, пожалуйста.

 

Высказывания детей

  1. IX.           Рефлексия учебной деятельности на уроке

Знаю, могу!       

Справляюсь!    

Трудно!                 

 

Ура!

Здорово!

Помогите!

 

 

Приложение

  1. Презентация
  2. Музыкальное сопровождение

 

 Использованная литература: УМК «Школа России».  В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. Москва, Просвещение, 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок физической культуры (уч. Трухин М.А.)

Технологическая карта урока

Учитель: Трухин Максим Александрович

Место  проведения: Сп.зал  МБУ “Школа №25”

Предмет: Физическая культура

Класс: 9А

Дата : 19.11.2018

Тема урока

Освоение технике прямого нападающего удара. Учебная игра . 

Тип урока

Урок изучения нового материала (обучающие). ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Продолжительность урока

40 минут

Цель

Предметная: Организация деятельности учащихся для обобщения и систематизации полученных знаний, практических умений и навыков.

Метапредметная: Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения упражнений.

Задачи

образовательная: разучивание технике  выполнения прямого нападающего удара.

оздоровительная: способствовать укреплению мышц верхнего плечевого пояса,  силы рук

воспитательная: воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели

Основные понятия

Способы передачи мяча. Выход «под мяч».  Передачи  из  зоны  в  зону. Нападающий удар

Междисциплинарные связи

Взаимосвязь с анатомией, биомеханикой, физикой

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях

Предметные: выполнять  волейбольные  приемы.

Метапредметные:

- познавательные – выделять и формулировать познавательную цель, перерабатывать полученную информацию

- коммуникативные – устанавливать рабочие взаимоотношения, слушать и слышать друг друга

- регулятивные – контролировать свою деятельность и действия партнеров

Принципы обучения

Принцип сознательности и активности: осмысление двигательной деятельности, самостоятельности, учет возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся.

Принцип наглядности: использование разнообразных форм наглядности на различных этапах обучения.

Принцип систематичности: непрерывность процесса физического воспитания, оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Принцип последовательности: “от известного - к неизвестному”, “от легкого – к трудному”.

Принцип постепенности: постепенное повышение требований к специальным знаниям на основе межпредметных связей, практическим умениям и навыкам.

Место проведения урока

Спортивный зал

Формы организации образовательной деятельности

Групповая, индивидуальная, коллективная

Средства обучения

Физические упражнения, учебные пособия, учебник (авт. программы  и  учебника Лях В.И

)

Технологии, методы, приемы обучения

Технологии: личностно-ориентированная (формирование двигательного опыта с учетом физической и технической подготовленности), игровая (игровые упражнения и задания); АМО (активные методы обучения).

Методы: словесные (команды, объяснение, сообщение нового материала, указания и пояснения для исправления ошибок и неточностей); наглядные (показ учителем применением наглядных  пособий); практические (метод строго регламентированного упражнения); проблемное обучение.

Приемы: сопряженное развитие физических качеств на основе игровых упражнений.

Используемые методические разработки и дидактические материалы

Конспекты уроков в соответствии с рабочей программой

Требования, особые условия и ограничения при реализации урока

Интегральная подготовка охватывает основную часть урока, проводиться в форме с применением технической и физической подготовки.

Методы и механизмы оценки результативности

Оценка, выставляемая педагогом (словесная, по 5-бальной шкале), самооценка  учащихся

Список литературы

Программа «Физическая культура. Предметная линия учебников» (авт.:  Лях.В.И)

Учебник «Физическая культура» 8-9 класс (автор Лях В.И)

 

Технология проведения урока

Этап урока (занятия)

Цель и задачи

Время (в мин.)

Содержание урока:

деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся

Общие методические указания по проведению урока

Результаты

Вводная часть

 

Организация начала урока.

 

 

 

 

Целеполагание и мотивация

Цель: обеспечение мотивацией, настрой на практическую деятельность.

Задачи

1.Подготовка организма к предстоящей нагрузке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Выполнение ОРУ с мячом, подготовительных, имитационных упражнений.

10

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соблюдать дистанцию, Т.Б.

Слушать команды учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Перестраиваются в 2 шеренги. Встают  спиной  друг  другу

 

 

 

 

К подготовительному упражнению любое двигательное действие, например, приседание, прыжок вверх). На обдумывания 30с.

 

Демонстрируют готовность к уроку

 

Получают  эмоциональный

настрой.

 

Принимают учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль в процессе разминки.

Ориентируются в разнообразии беговых , прыжковых упражнений, упражнений с  мячом.

 

 

 

 

 

 

Овладевают организаторскими способностями.

 

Расширяют объем двигательных действий.

Подает команду «Класс, в одну шеренгу, становись!» Проверяет готовность учащихся (наличие формы, состояние здоровья).

 

Постановка проблемы.

- Вы хорошо владеете техническими  действиями и приемами в  волейболе?  Подумайте, как можно организовать игру  для   лучшего выполнения нападающего удара ?

- Тема нашего урока «Освоение технике прямого нападающего удара. Учебная игра» (Действия  и функции  игроков на поле)

Подает команды «Напра-во, в обход по залу шагом марш!», для различных способов передвижения по залу.

- разновидности перемещений  игроков  в  олейболе

- разновидности бега: обычный, спиной вперед.

1.Бег из зоны -5-1 по диагонали  к  углу  2 зоны,, вдоль сетки  приставными шагами руки  перед собой, до  конца сетки  и передвижения  спиной  назад.

.-Бег из зоны 1-5 по диагонали  к  углу  4 зоны,, вдоль сетки  имитируя  блок  от конца  сетки передвижения  спиной  назад  в угол зоны 5 дальше по кругу обычн. бегом  до угла  зоны 1 .

-имитация  техники блокирования и нападающего удара.

- восстановление дыхания

ОРУ с мячом.

Обсуждает вместе с учащимися качество и эффективность упражнений с мячом.

 

Объясняет назначение имитационных, подготовительных упражнений

 

По окончании

Строятся в шеренгу. Производят расчет по  порядку

 

 

 

Ведут диалог с педагогом, отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты. Самостоятельно выделяют и ставят  цель и задачи на урок.

 

 

 

Вдоль сетки вправо и влево в колонну  одну  колонну по  одному. Колонны двигаются  почасовой стрелке. Одна  колонна занимается в одной половине зала, другая  в  другой

 

 

 

Передвигаются по залу, выполняя варианты ходьбы, бега, прыжков в движении.

 

Восстановление дыхания

 

Для  чего необходимо выполнять  подг. упр.?

Выполняют имитационные, подготовительные  упражнения.

 

Придумают двигательное действие и демонстрируют его выполнение.

Основная часть

 

Изучение нового материала

Первичная проверка понимания изученного материала

 

 

Подведение к самостоятельному выполнению упражнений

 

Цель: Делить игроков по физическим, техническим  возможностям и способностям  на равные группы .

2. каждый ученик  определяет  свои возможности. Ставит  перед собой  вопрос. Как он гре

25

 

3-4

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6

 

 

 

 

 

 

 

5-6

 

 

 

 

 

5-6

 

30 сек

 

1

 

 

3-4

Помогает учащимся организовать группы.

Вместе с учащимися дает определение

Ставит проблемные вопросы:

- Для  чего  нужен нападающий удар?

 

- В чем выражается трудность выполнения наподающего удара?

Определяют какие подводящие приемы и помогают выполнить нападающий удар?

  Приемы и действия  игроков,  выполняющие нападающий удар

- Нападающий удар: доигровщик,  диагональный,

центральный блокирующий - игрок первого темпа.

 - Блокирование: связующий,  центральный блокирующий - игрок первого темпа.

 Какие  предварительные  упр.  подходят  для   развития  технических  действий  выполняющих нападающий удар

Строятся  в одну шеренгу. Выбирают капитанов команд. Капитаны формируют свои группы по 6  чел.

 

 

Слушают, ведут диалог, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа   демонстрирует подводящие  приемы,

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение по принципу «сильные учат слабых».

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют организаторские способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осваивают двигательные действия самостоятельно, пошагово контролируют свои действия.

 

 

 

 

Моделируют технику выполнения передач в зависимости от положения мяча. Учащиеся выбирают предложенные варианты.

 

Выявляют ошибки, предлагают способы устранения.

Заключительная часть

 

 

Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.

 

Цель: анализ выполнения поставленной задачи.

Задачи

1.Восстановить пульс,дыхание. Выполнить упражнения на расслабление.

2.Провести самооценку своих действий.

3.Выставить оценки за урок.

4.Дать домашнее задание.

5

Игра- расслабление «Свежий сок».

- Опустите руки вниз, представьте себе, что в правой руке находится апельсин, в левой руке- лимон, из которых нужно выжать сок. Медленно поочередно сжимайте как можно сильнее сначала правую руку в кулак, затем левую.  Затем бросьте “апельсин” и “лимон” и расслабьте руки.

АМО«Продолжить предложение».

Какими трудностями вы  столкнулись  на  уроке? Вы  использовали  весь  потенциал способностей; физический  умственный и.т.д.? 

Выставляет оценки за урок.

Домашнее задание. (разучить новые упражнения для развития силы рук)

Построение в круг. Участвуют в игре «Свежий сок». 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы, участвуют в диалоге.

Время проведения 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Получают эмоциональную разрядку, расслабление.

 

 

 

 

 

Развивают способности к самооценки на основе наблюдения  за собственной деятельностью.

 

 

 

 

Урок литературное чтение (учитель начальных классов Якимова В.В.

Открытый урок литературного чтения в 3А классе

4 четверть 27 апреля 2018 года

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсом внеурочной деятельности «Азбука добра».

Планируемые результат:

Предметные:

познакомятсяс юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

осознают значение юмора для
отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах.

Образовательные ресурсы: портрет Ю. Ермолаева; Толковый словарь, цветик-семицветик, карточка с фамилией Ермолаев, интерактивная доска, проектор, электронная презентация, карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.

Технологии, применяемые на уроке: здоровьесберегающие, ИКТ, дифференцированного обучения.

Методы и приемы: диалога (учитель-ученик, ученик-ученик), фронтальные, групповые, индивидуальные, анализ, синтез.

 

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируе

мые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку

Слушают в соответст-

вии


 

Под музыку

1)– Проверим готовность к уроку.

  - К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь пожалуйста к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Правда?

 

- Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнится

Ваша душа до донышка.

- Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за урок? (40).

 

- Я желаю Вам всем новых успехов.

Работать будем в группах и для этого давайте вспомним правила работы в группе.

 

 

2) Разминка. Игра «Счастливый билетик».

- Возьмите маленькие карточки белого цвета и запишите ответы на мои задания. К нам в гости на урок чтения пришла математика.

- 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0)

- 81 уменьшить в 9 раз (9)

- Кот Леопольд поймал 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0)

- 35 уменьшить на 30? (5)

- Проверьте, какой ряд чисел у вас получился.

                                          0905

- У кого счастливый билетик?

- Внимательно посмотрите на ряд чисел.

-   Разделите парами, поставьте точку после первой пары. Что получилось? Что это за число?

      09.05

- А имеет ли она какое-то отношение к уроку?

- Действительно, эта дата имеет отношение к ВОВ, так же, как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке.

- А какое произведение вам было задано на дом?

  - «Отметки Риммы Лебедевой».

 

 Определяют

самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик за компьютером, ответ распечатывает

 

 

 

День Победы над фашистской Германией.

Скоро праздник День Победы.

 

 

 

Слушают отрывок песни  из фильма "Три дня лейтенанта Кравцова" - Первый взвод, вторая рота

с целевой установкой, принимают и сохраняют организации

онные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения.

1).– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

(все подходят)

- Давайте одну из них возьмём девизом урока.

(Знание и мудрость украшают человека)

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это некрасиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

_________________________________________________________

- Взаимопроверка

3) - Какие умные мысли встретились в рассказе? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

  

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома.

Читают пословицы.

 

Вспоминаем правила работы в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально,

1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ

(ЕРМОЛАЕВ)

1 – Е

2 – Р

3 – М

4 – О

5 – Л

6 – А

7 – Е

8 – В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу получено

го задания


 III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

 

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

   -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

(узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать)

_ Какие же задачи мы будем сегодня решать на уроке?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с новым произведением, будем продолжать учиться находить главную мысль в тексте.

4). А теперь вернитесь к тесту и выпишите буквы правильных ответов в одну строку (ЕРМОЛАЕВ)

- Что интересного вы заметили, проверяя свой тест?  (Фамилия Ермолаев)

- Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке.

- А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179 -  «Проговорился».

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произволь

но строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

- А сейчас мы послушаем Соню. Она нам расскажет о творчестве Юрия Ивановича Ермолаева. (Слайд 1 - 2.)

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М.Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его

не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

 

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

 

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

 


 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

 

Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в этом произведении.

Нос крючком

Да чуб торчком,

Яркий наряд-

Болтает всё подряд,

На жердочке сидит

Да свысока глядит,

То эхом отзовётся,

То резко засмеётся. (попугай)

 

Когда так говорят: «проговорился»?

-Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 3.)

- откройте учебник на странице 179.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

Когда так говорят: «проговорился»?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?
 (Юра расскажет нам о попугаях)

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу. 

- Посмотрите на доску, вот какие красивые бывают попугаи! (Слайд 4.)     

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

А сейчас мы потренируемся в чтении скороговорки. Возьмите желтые карточки. (Слайд 5.)

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

 

   Говорит попугай попугаю: 

– Я тебя, попугай, попугаю!   

  Попугаю в ответ попугай:    

         – Попугай, попугай, попугай!

 

- Хорошо, молодцы!

 

Осуществ

ляют анализ объектов с опорой на визуализа

цию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа.

Для чего мы проводим её? (чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст)

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

 

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

 

Работают с толковым словарем.

 

 

Осуществляют анализ произведе

ния. Осознанно и произволь

но строят речевое высказыва

ние в устной форме, обосновывают свое
мнение.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?  (проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости)

1. О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

- А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками.

Физкультминутка (Слайд 6.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,
определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения


 VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.Работа в группах

1 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

- 1)    1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)                                                                       

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? (Ответить устно) (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников)  

 

2 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

 6)      1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая,  отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная,  упорная, ответственная

 

3группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?( чтоб помочь нам представить настроение Ирочки).

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.(взъерошился, покосился, отвернулся)

 

4 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе?

2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете?

 

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. (грустный, юмористический, научный, поучительный). Выберите  соответствующую карточку и поднимите.

 

-Что же такое юмор? (юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением)

 

-Какова же проблема у Иры? (невоспитанность, грубость, хвастовство).

 

Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Азбука добра».

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

- Что общего у этих слов? (Это имена существительные, однокоренные слова.)

 

- Кто сможет дать объяснения эти словам?

/Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./

- Давайте сверим наши  предположения по словарю.

/Ученики находят слова и читают объяснение./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

 

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

(Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек).      

 – Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

- А  можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа?

-Какая ваза больше подходит для сравнения?

Давайте поможем ей стать добрее.

- Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания? (цветик-семицветик).

 

Если вы готовы ей помочь, то возьмите по лепестку и прикрепите их на доску, чтобы получился цветик-семицветик, при этом дав Ире совет. (не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь)

-Давайте вместе проговорим волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!

 

-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?

Я       Я  надеюсь, что эти советы  и   произведения, которые мы читаем,         п                  подскажут    и  вам как правильно поступать в

какой – либо момент.   

    Подготовка к чтению по ролям. 

- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев.

 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили  Ирочку.»

Каких героев нам нужно выбрать? (Ирочку, попугая, Алёшу, автора)

(бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение)

  

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают самостоятельно рассказ Ю. И. Ермолаева.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают с экрана

 

 

3 ученика работают со словарём Ожегова.

 

 

 

Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению Осуществляют контроль
по результату Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседни

ка. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

 

VII. Д/з

 

 

 

VIII. Итог урока. Рефлексия

Рефлексия. Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 5 баллов. А на жёлтой одно задание ценой в 4 балла. Выбирайте.

 

1. Подчеркни  пословицу, которая подходит к теме урока..

          Сделав худо, не жди добра.                                                                                                             

           Правда,   что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

            Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

          2. Продолжи предложение прилагательными:

           Воспитанный человек ___________________

                            (добрый, уважительный, вежливый, законопослушный,

                           тактичный, сдержанный,

           доброжелательный, добросовестный, честный)         

                    Самопроверка с доски. (Слайд 8-9.)

Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека».  Помог ли урокк стать вам красивее и мудрее?

 Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете    

 радовать других. И желаю, чтобы эти волшебные слова

 звучали как можно чаще в ваш адрес.

2. Подготовка к чтению по ролям. 

- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев.

 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили  Ирочку.»

Каких героев нам нужно выбрать? ( Ирочку, попугая, Алёшу, автора)

(бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение)

Оцените работу ребят.

Как вы поняли, что значит «ПРОГОВОРИЛСЯ»?

Подводим итог. Кто доволен своим успехом?

 Самооценка учащимися:

-Оцените свою деятельность на уроке.

Я научился…

Мне было  интересно …      

Мне было легко…

 Я работал активно…

Я теперь знаю…

Мне было не  интересно…

Мне было трудно….         

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

 

По одному человеку у доски.

1 за компьютером

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

Приложение

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

 

 

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это некрасиво  получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

3.  Говорит попугай попугаю:       

– Я тебя, попугай, попугаю!   

   Попугаю в ответ попугай:   

       – Попугай, попугай, попугай!

1 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

     1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)                                                                       

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? (Ответить устно)

2 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

      1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Выберите слова из скобок.

(Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная,  упорная,

Ответственная)

 

3 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

 

4 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе?

2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете?

 

Этика, этикет – (лексическое значение)

 

Дрессировщик –  словарная работа

Похвала

Смущаться

 

1. Подчеркни  пословицу, которая подходит к теме урока. (Зеленая)

         

            Сделав худо, не жди добра.                                                                                                            

           Правда,  что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

            Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

         

        2. Продолжи предложение одним прилагательным: (Желтая)

   Воспитанный человек вежливый,

                           тактичный, сдержанный.

                   

 

грустный, юмористический, научный, поучительный (Карточки каждой группе)

3.Когда говоришь, хорошенько подумай.

Пословицы:

1.Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

2.Каков ум, такова и речь.

3.Когда говоришь, хорошенько подумай.

4.Глаза боятся, а руки делают.

5.Терпенье и труд всё перетрут.