• основной

Мы выбираем здоровье!

Школа в Вконтакте

Государственная итоговая аттестация выпускников

Апрель 2018

27 Апрель 2018

Урок литературное чтение (учитель начальных классов Якимова В.В.

Открытый урок литературного чтения в 3А классе

4 четверть 27 апреля 2018 года

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсом внеурочной деятельности «Азбука добра».

Планируемые результат:

Предметные:

познакомятсяс юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции.

Личностные:

осознают значение юмора для
отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах.

Образовательные ресурсы: портрет Ю. Ермолаева; Толковый словарь, цветик-семицветик, карточка с фамилией Ермолаев, интерактивная доска, проектор, электронная презентация, карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.

Технологии, применяемые на уроке: здоровьесберегающие, ИКТ, дифференцированного обучения.

Методы и приемы: диалога (учитель-ученик, ученик-ученик), фронтальные, групповые, индивидуальные, анализ, синтез.

 

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируе

мые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку

Слушают в соответст-

вии


 

Под музыку

1)– Проверим готовность к уроку.

  - К нам пришли сегодня гости. Мы им очень рады. Повернитесь пожалуйста к ним и улыбнитесь – поделитесь своею радостью. Они вам тоже улыбнутся. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Правда?

 

- Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнится

Ваша душа до донышка.

- Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за урок? (40).

 

- Я желаю Вам всем новых успехов.

Работать будем в группах и для этого давайте вспомним правила работы в группе.

 

 

2) Разминка. Игра «Счастливый билетик».

- Возьмите маленькие карточки белого цвета и запишите ответы на мои задания. К нам в гости на урок чтения пришла математика.

- 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0)

- 81 уменьшить в 9 раз (9)

- Кот Леопольд поймал 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0)

- 35 уменьшить на 30? (5)

- Проверьте, какой ряд чисел у вас получился.

                                          0905

- У кого счастливый билетик?

- Внимательно посмотрите на ряд чисел.

-   Разделите парами, поставьте точку после первой пары. Что получилось? Что это за число?

      09.05

- А имеет ли она какое-то отношение к уроку?

- Действительно, эта дата имеет отношение к ВОВ, так же, как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке.

- А какое произведение вам было задано на дом?

  - «Отметки Риммы Лебедевой».

 

 Определяют

самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик за компьютером, ответ распечатывает

 

 

 

День Победы над фашистской Германией.

Скоро праздник День Победы.

 

 

 

Слушают отрывок песни  из фильма "Три дня лейтенанта Кравцова" - Первый взвод, вторая рота

с целевой установкой, принимают и сохраняют организации

онные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения.

1).– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

(все подходят)

- Давайте одну из них возьмём девизом урока.

(Знание и мудрость украшают человека)

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это некрасиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

_________________________________________________________

- Взаимопроверка

3) - Какие умные мысли встретились в рассказе? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

  

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома.

Читают пословицы.

 

Вспоминаем правила работы в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально,

1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ

(ЕРМОЛАЕВ)

1 – Е

2 – Р

3 – М

4 – О

5 – Л

6 – А

7 – Е

8 – В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу получено

го задания


 III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

 

 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

   -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

(узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать)

_ Какие же задачи мы будем сегодня решать на уроке?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с новым произведением, будем продолжать учиться находить главную мысль в тексте.

4). А теперь вернитесь к тесту и выпишите буквы правильных ответов в одну строку (ЕРМОЛАЕВ)

- Что интересного вы заметили, проверяя свой тест?  (Фамилия Ермолаев)

- Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке.

- А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179 -  «Проговорился».

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произволь

но строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

- А сейчас мы послушаем Соню. Она нам расскажет о творчестве Юрия Ивановича Ермолаева. (Слайд 1 - 2.)

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М.Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его

не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

 

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

 

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

 


 

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

 

Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в этом произведении.

Нос крючком

Да чуб торчком,

Яркий наряд-

Болтает всё подряд,

На жердочке сидит

Да свысока глядит,

То эхом отзовётся,

То резко засмеётся. (попугай)

 

Когда так говорят: «проговорился»?

-Рассмотрите иллюстрацию (Слайд 3.)

- откройте учебник на странице 179.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

Когда так говорят: «проговорился»?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?
 (Юра расскажет нам о попугаях)

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу. 

- Посмотрите на доску, вот какие красивые бывают попугаи! (Слайд 4.)     

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

А сейчас мы потренируемся в чтении скороговорки. Возьмите желтые карточки. (Слайд 5.)

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

 

   Говорит попугай попугаю: 

– Я тебя, попугай, попугаю!   

  Попугаю в ответ попугай:    

         – Попугай, попугай, попугай!

 

- Хорошо, молодцы!

 

Осуществ

ляют анализ объектов с опорой на визуализа

цию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа.

Для чего мы проводим её? (чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст)

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

 

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

 

Работают с толковым словарем.

 

 

Осуществляют анализ произведе

ния. Осознанно и произволь

но строят речевое высказыва

ние в устной форме, обосновывают свое
мнение.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?  (проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости)

1. О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

- А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками.

Физкультминутка (Слайд 6.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,
определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения


 VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.Работа в группах

1 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

- 1)    1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)                                                                       

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? (Ответить устно) (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников)  

 

2 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

 6)      1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая,  отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная,  упорная, ответственная

 

3группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?( чтоб помочь нам представить настроение Ирочки).

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.(взъерошился, покосился, отвернулся)

 

4 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе?

2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете?

 

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. (грустный, юмористический, научный, поучительный). Выберите  соответствующую карточку и поднимите.

 

-Что же такое юмор? (юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением)

 

-Какова же проблема у Иры? (невоспитанность, грубость, хвастовство).

 

Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Азбука добра».

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

- Что общего у этих слов? (Это имена существительные, однокоренные слова.)

 

- Кто сможет дать объяснения эти словам?

/Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./

- Давайте сверим наши  предположения по словарю.

/Ученики находят слова и читают объяснение./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

 

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

(Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек).      

 – Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

- А  можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа?

-Какая ваза больше подходит для сравнения?

Давайте поможем ей стать добрее.

- Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания? (цветик-семицветик).

 

Если вы готовы ей помочь, то возьмите по лепестку и прикрепите их на доску, чтобы получился цветик-семицветик, при этом дав Ире совет. (не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь)

-Давайте вместе проговорим волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!

 

-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?

Я       Я  надеюсь, что эти советы  и   произведения, которые мы читаем,         п                  подскажут    и  вам как правильно поступать в

какой – либо момент.   

    Подготовка к чтению по ролям. 

- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев.

 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили  Ирочку.»

Каких героев нам нужно выбрать? (Ирочку, попугая, Алёшу, автора)

(бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение)

  

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают самостоятельно рассказ Ю. И. Ермолаева.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают с экрана

 

 

3 ученика работают со словарём Ожегова.

 

 

 

Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению Осуществляют контроль
по результату Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседни

ка. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

 

VII. Д/з

 

 

 

VIII. Итог урока. Рефлексия

Рефлексия. Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 5 баллов. А на жёлтой одно задание ценой в 4 балла. Выбирайте.

 

1. Подчеркни  пословицу, которая подходит к теме урока..

          Сделав худо, не жди добра.                                                                                                             

           Правда,   что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

            Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

          2. Продолжи предложение прилагательными:

           Воспитанный человек ___________________

                            (добрый, уважительный, вежливый, законопослушный,

                           тактичный, сдержанный,

           доброжелательный, добросовестный, честный)         

                    Самопроверка с доски. (Слайд 8-9.)

Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека».  Помог ли урокк стать вам красивее и мудрее?

 Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете    

 радовать других. И желаю, чтобы эти волшебные слова

 звучали как можно чаще в ваш адрес.

2. Подготовка к чтению по ролям. 

- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев.

 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили  Ирочку.»

Каких героев нам нужно выбрать? ( Ирочку, попугая, Алёшу, автора)

(бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение)

Оцените работу ребят.

Как вы поняли, что значит «ПРОГОВОРИЛСЯ»?

Подводим итог. Кто доволен своим успехом?

 Самооценка учащимися:

-Оцените свою деятельность на уроке.

Я научился…

Мне было  интересно …      

Мне было легко…

 Я работал активно…

Я теперь знаю…

Мне было не  интересно…

Мне было трудно….         

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

 

По одному человеку у доски.

1 за компьютером

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

 

Приложение

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

 

 

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это некрасиво  получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

3.  Говорит попугай попугаю:       

– Я тебя, попугай, попугаю!   

   Попугаю в ответ попугай:   

       – Попугай, попугай, попугай!

1 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

     1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)                                                                       

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? (Ответить устно)

2 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

      1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Выберите слова из скобок.

(Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная,  упорная,

Ответственная)

 

3 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

 

4 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе?

2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете?

 

Этика, этикет – (лексическое значение)

 

Дрессировщик –  словарная работа

Похвала

Смущаться

 

1. Подчеркни  пословицу, которая подходит к теме урока. (Зеленая)

         

            Сделав худо, не жди добра.                                                                                                            

           Правда,  что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

            Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

         

        2. Продолжи предложение одним прилагательным: (Желтая)

   Воспитанный человек вежливый,

                           тактичный, сдержанный.

                   

 

грустный, юмористический, научный, поучительный (Карточки каждой группе)

3.Когда говоришь, хорошенько подумай.

Пословицы:

1.Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

2.Каков ум, такова и речь.

3.Когда говоришь, хорошенько подумай.

4.Глаза боятся, а руки делают.

5.Терпенье и труд всё перетрут.

 

Read more

16 Апрель 2018

Технологическая карта урока ОБЖ

Технологическая карта урока ОБЖ, учитель Киселева Т.В.

Технологическая карта урока по ОБЖ

 

Предмет

ОБЖ

Дата проведения

6 марта 2018 год

Класс

Учитель

Киселёва Татьяна Владимировна

Тема урока, № урока

 «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

познакомить учащихся с основными причинами аварий на радиационно опасных объектах и их последствиями, действием радиации на организм человека

Задачи урока

Обучающие

  • Познакомить учащихся с понятиями «радиационно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоактивное загрязнение окружающей среды», дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.

Развивающие

  • способствовать развитию у обучающихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;
  • развивать логическое мышление, творческие способности у школьников; развивать коммуникативные способности через составление монолога и диалога; развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю) и самооценку

Воспитывающие

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми;
  • воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения; 
  • продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при ЧС;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
  • владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности
  • усвоение правил индивидуального  и коллективного безопасного поведения при радиационной аварии

Основные термины и понятия

Радиационно опасный объект, радиоактивность, АЭС, радиационная авария, лучевая болезнь, ионизирующее излучение, зиверт, рентген

Межпредметные связи

Физика – «Радиоактивность», «Ионизирующие излучения»

Биология – «Влияние естественной радиации на рост растений», «Влияние радиации на организм человека»

Ресурсы урока:

ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, учебники, раздаточный материал.

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, конспектирование, иллюстрация

Приемы работы

составление плана текста; заполнение таблицы по прочитанному материалу;  составление логической схемы прочитанного;  конспектирование.

Технологии

Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группах

 

План урока

 

 

этапы урока задача этапа

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу.

   Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас не обращать на это внимания, не волноваться и настроиться на плодотворную работу. Я уверен, что сегодня вы хорошо покажите все свои знания и умения.

Приветствуют учителя. Отчёт дежурного.

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

Закрепление пройденного материала

 

Задание 1

Какую тему изучали на прошлом уроке?

Какое событие (трагедия)произошло во время каникул  нашей стране?

Назовите эвакуационные выходы из здания нашей школы.

Расскажите о правилах эвакуации из здания школы.

 

Отвечают на вопросы

 

Задание 2. Составьте из слов паззлов определения:

  1. 1.     Авария
  2. 2.     Катастрофа
  3. 3.     Чрезвычайная ситуация ТХ

3 ученика на парте составляют правильно определение и затем прикрепляют на доске магнитами

 

III. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Ребята, кто может из вас сказать, что связывают эти  две даты? (11 марта 2011 и 26 апреля 1986)

Эти две фотографии?

Эти два города?

Слайд 1.

Рассуждают, дают свои  сформулированные ответы

 

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание).      Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать эксперты из разных областей наук: физики, биологии, медицины, биологии. Но для начала нам необходимо определить тему и цель урока.

 

Целеполагание:

Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом.

Слайд 2.

 

Ребята, давайте определим тему  и цель нашего урока.

 

Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то:

Слайд 3.   Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока:

1.      Объект

2.      авария

3.      радиационно опасный

4.      последствия

5.        возможные

Слайд 4

Тема урока: «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия»

 

Слайд 5.

Ребята, что это такое?

Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна (Радиация)

 

Слайд 6.

Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока?

Цель:

1.Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2.Что такое радиационная авария;

3. Как действует радиация на организм человека.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры.

 

 

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

 

Определяют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

 

 

 

 

V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы)

Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Объяснение нового материала

 

Ребята, как вы думаете, радиация всегда была или нет?

 

 

 

 

Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете радиационно опасные объекты?

А для чего они используются?

Какое физическое явление лежит в основе работы этих объектов?

Как давно оно было открыто?

 

Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории этого явления (радиоактивность)

Слайд 8-10.

8 слайд. Вильгельм Конрад Рентген

Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское.)

9 слайд. Антуан Анри Беккерель

В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уронил сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения

10 слайд. Пьер и Мария Кюри

Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества.

 В том же 1898 году был открыт полоний — элемент, названный в честь Польши, родины Марии Кюри

 

 

Рассуждают, дают ответы

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился

 

 

Слушают выступающего а затем обсуждают

 

 

 

 

Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради

 

VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под  контролем учителя (Практическая работа)

 

Для того чтобы ответить на следующие вопросы, мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает свое задание, готовится, отвечает на поставленный вопрос, затем защищает свой вопрос.

 

Задание 1. Виды РОО (Приложение 1)

Задание 2. Список АЭС России (Приложение 2)

Задание 3. Группы чувствительности органов к радиации (Приложение 3)

Задание 4. Степени лучевой болезни (Приложение 4)

 

 

 

Физкультминутка «Давайте разомнёмся» (ЧЕРЕЗ 20 минут после начала урока)

 

Встают из-за парт и выполняют под музыкальный видеоролик разминку для глаз, рук, ног, шеи и головы.

 

 

Слайд 11.

Ребята, а что такое РОО?

 

Слайд 12.

Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу

 

Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС)

Слайд 13-14.

А какие АЭС есть в России?

Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 2.

 

Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные

В России 10 действующих АЭС

  1. Балаковская
  2. Белоярская
  3. Билибинская
  4. Волгодонская
  5. Калининская
  6. Кольская
  7. Курская
  8. Ленинградская
  9. Нововоронежская
  10. Смоленская

 

Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы

 

Слайд 15.

А что такое радиационная авария?

 

Слайд 16.

Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1.

  1. Человеческий фактор
  2. Внешние события (чрезвычайные ситуации)
  3. Отказ оборудования

Слайд 17-18.

Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать?

Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ, который нам расскажет об ионизирующих излучениях.

Чем же опасно гамма излучение для человека?

(Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40)

 

Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов.

О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу.

Слайд 19-20

 

Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется?

Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ

 

Слайд 21.

Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р)

Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад

Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр)

 

Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь)

Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4.

Слайд 22.

 

Если мы с вами говорили об облучении человека, то, как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним)

Слайд 23-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ребята, а вы знаете, что естественная радиация оказывает влияние на жизнь на Земле? Чтобы понять, каким образом, нам  расскажет эксперт из области биологии

 

Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают радиоактивные вещества?

 

Слайд 27.

u    (нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;

u    они способны вызывать поражение не только при соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения;

u    радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом. )

 

Слайд 28.

Нормы радиационной безопасности

 

 

 

Записывают определение в тетради

 

 

Выступает группа 1

Кратко записывают виды РОО в тетради

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Отвечает 2 группа

 

 

 

Записывают в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают определение

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

 

 

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

Слушают

Записывают виды излучений

Смотрят видео, обсуждают

 

 

 

 

 

Выступает 3 группа.

 

Записывают в тетради группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

Отвечает группа 4

Записать в тетради кратко

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

 

 

 

 

 

 

 

VII. Закрепление

Задача этапа: Активизировать вербальную память

  1. Кто открыл явление радиоактивности
  2. Какие виды излучения вы теперь знаете?
  3. Какое из них самое опасное?
  4. В каких единицах измеряется доза: а) излучения,      б) облучения?
  5. Радон – это искусственный или естественный источник излучения?
  6. Кто  больше облучается: а) живущие на равнине,       б) живущие в горах?
  7. Назовите потенциально опасный радиационный объект

 

Обучающиеся формулируют свои ответы

 

VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке.

Комментирование и выставление оценок

Какая была цель урока?

1. Познакомиться с радиационно опасными объектами;

2. Узнать, что такое радиационная авария;

3. Как действует радиация на организм человека.

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Организую  самооценку  обучающихся.

(Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора.

Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал.

Желтый – я старался быть активным  на уроке и хорошо усвоил учебный материал.

Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный материал.

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод,  какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока.

Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора

VIII. Домашнее задание

Задача этапа: Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время

Слайд 30

§ 4.2, чтение, учим определения

 

Творческое задание: составьте  кроссворд с ключевым словом:

РАДИАЦИЯ

Записывают домашнее задание.

 

Read more

Дистанционный режим обучения

Телефоны доверия

Не теряйте защиту, ревакцинируйтесь в срок

О ревакцинации

Баннер Мы вместе

Календарь

<< < Апрель 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

На сайте находятся

Сейчас 342 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Cookie

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти «Школа №25 имени Заслуженного строителя Российской Федерации В.М. Саяпина» (ИНН 6322005396), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>